ULTIMA THULE. Гиперборейский гнозис. Нордическая герменевтика. Полярное православие. № 2. – М.: Опричное Братство св. преп. Иосифа Волоцкого. – 2004 г. – 59 с.

Знакомясь с очередным выпуском альманаха «ULTIMA THULE» невольно вспоминаются слова Фридриха Ницше: «Мы гипербореи – мы достаточно хорошо знаем, как далеко в стороне мы живем от других. «Ни землей, ни водой ты не найдешь пути к гипербореям» - так понимал нас еще Пиндар. По ту сторону севера, льда, смерти – наша жизнь, наше счастье, мы знаем путь, мы знаем выход из тысячелетий лабиринта». Очевидно, не случайно это сказано в самом антихристианском и вместе с тем, наиболее соответствующем глубинной сути Христианства, произведении. Воистину извилисты пути современных гипербореев обретающих свою метафизическую Родину. Зачастую они шокируют обывателя стоящего на перепутье. Налево пойдешь… Направо пойдешь… Да собственно говоря как еще обретается подлинный Путь в мiре симулякров, подмен и лабиринтов? Еще раз вспомним Ницше: «Кривыми путями приближаются все хорошие вещи к цели своей».
Издание открывается статьей православного философа Романа Бычкова «Северные врата», в которой тема извилистых путей обретает дальнейшее развитие. «Не должно также чрезмерно горевать от того, - пишет автор, - что иные нынешние потомки гипербореев шествуют на Север крайне извилистым и непрямым путем, изобретая какие-то «преодоление христианства»… Но доверимся лучше Полярной Звезде. «Ultima Thule», в таком случае, - это «преодоление преодоления». Примечательно и то, что Р. Бычков обращается к толкованию Дж. Р. Толкиеным эпического сказания «Беовульф», герой которого как раз являет собой наглядное преодоление «человеческого слишком человеческого» в ослепительное христоподобие.
Практически эту же тему развивает Игорь Лавриненко, автор романа «Чаша Добра», своеобразного «христианского фэнтази». В работе «Властелин колец или «Евангелие от Толкиена» И. Лавриненко рассматривает инициатические пути защитников Средиземья, их рыцарские идеалы, причастность Традиции. Автор не обделяет вниманием и Ника Пеумова, который в своих произведениях становится «воплощением Малькора, ибо, разрушая мiр Толкиена, он исполняет то, о чем мечтал падший валар». Вывод И. Лавриненко однозначен: «Творцам христианского фэнтази, надлежит быть более внимательными и более тщательно подбирать образы героев наших книг. И это не должны быть всечеловеки-гуманоиды. Наши герои, герои христианского фэнтази должны быть в первую очередь личностями, творцами».
Культурологическую линию продолжает на страницах издания Альфред фон Фогельвейде в работе посвященной знаменитой «Матрице». Ф. фон Фогельвейде рассматривает сию кинопродукцию как своеобразную ловушку для революционеров-традиционалистов. «Революция не произошла. – Пишет автор. – По сути, все закончилось happy end’ом, который был спрятан за умопомрачительными спецэффектами». Автор достаточно верно определяет попросту богохульный смысл сего фильма, пародирующий христианскую догматику. Так его герои – Нео («новый», «возрожденный», по сути, антихрист), блудница Тринити («троица», вестимо не Святая) и ниггер Морфиус (насылающий сон, символ неуловимости, вездесущности духа, опять же не Святого), персонажи, с позиции вменяемого религиозного сознания, весьма отталкивающие. Вся эта команда виртуальных «революционеров» являет собой расовую помойку, интернациональный сброд, оборотную сторону все той же «Матрицы» осатанелого мiра.
Историк Александр Елисеев представлен на страницах издания двумя статьями «Традиция и Труд» и «Правая идея и техницизм». В первой автор низвергает идол «Труда», ссылаясь на итальянского традиционалиста Юлиуса Эволу, ставившего культ Труда и культ Золота в один ряд, считая их проявлениями подмены Жизни ее средствами. Во второй - А. Елисеев, подвергая критике либеральную технократию и почвенеческий натурализм, утверждает «правый техницизм», как героическую реакцию человека-воина на давящие воздействие теллурической среды.
Безусловный интерес представляет статья Романа Бычкова «Истинно-православная Реформация. (Опыт парадоксального религиоведения)». Автор четко констатирует упадок обыденного религиозного псевдо-православного сознания, с его обрядоверием; «белыми клобуками», продажного клира и «белыми платочками» церковных фурий. О путях рыцарского преодоления апостасийного мiра и его клерикальной креатуры повествуется достаточно убедительно. Разумеется, сия Реформация не имеет ничего общего с буржуазным душком протестантизма или «неообновленчеством». «Наша задача, - пишет Р. Бычков, - задача Русской Реформации (перефразируя Кьеркегора) на фоне дегенерировавшего человеческого рода породить генерацию индивидов, способную вынести христианство».
Определенной неожиданностью для читателей альманаха стала прекрасная подборка стихотворений Алины Витухновской «Ева Браунинг». Во вступительной статье к этой подборке творчество Алины охарактеризовано как «анархогностицизм». Действительно, подлинный гностик воспринимающий Реальность как результат умысла слепого Творца, не может не быть и подлинным анархом. Именно анархом, как понимал этот образ радикальный философ Герд Бергфлет, а не анархистом, принадлежащим социуму, а, следовательно, и концентрационной Реальности. Ведь анарх идет путем абсолютного восстания, в том числе против самого себя.
«Герой не должен умереть
Не устранив основы жизни.
Все следует преодолеть,
Уйдя в прозрачную Отчизну».
«Прозрачная Отчизна», «Ultima Thule», подлинное Отечество тех. кто не соблазнен цветными коллажами яви, «правильных существ» - по словам Алины Витухновской.
Этому контексту весьма созвучны стихи иерея Анатолия Кузнецова, которые также органично вписываются в издание.
«Плебей – холоп страстишек и Кащея: -
душой продавшись, - хватит на авто.
В сюрреализме гнутых отражений
Кошмарный мир – и Нечто и ничто».
При всей разнице метафизических подходов и поэтических приемов православного священника и андеграундной поэтессы у них однозначно обнаруживается единый вектор – запредельная ностальгия по Абсолютному Отечеству и запредельная ненависть к его подмене. Только вот согласятся с этим авторы? Как говориться: решать им.
Думается, что альманах, выпущенный Опричным Братством св. преп. Иосифа Волоцкого, безусловно, вызовет самые неоднозначные оценки. Фундаменталисты обрушатся на издание за его «эпатирующую нетрадиционность». Либеральные критики – за радикализм. Только немногие услышат звучание арфы невыносимое для чудовищного Гренделя. Музыку, преображающую одних и губительную для других. Музыку для всех и ни для кого.

СЕРГЕЙ ЯШИН

НА ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz