Верховский А.М. Политическое православие: Русские православные националисты и фундаменталисты, 1995-2001 гг. – М.: Информационно-аналитический центр “Сова”, 2003. – 316с.

Монография Александра Марковича Верховского (известного “профессионального антифашиста”) посвящена идеологии определённого “подмножества” в движении русских националистов, сравнительному анализу мiровоззрения тех групп, которые могут быть объединены определением “православные националисты”, а также месту православно-националистической идеологии в Русской Православной Церкви и в общем идеологическом спектре современной России. Так, во всяком случае, определяет свою задачу сам автор, в чём мы готовы охотно с ним согласиться. Согласны мы и с тем, что: “движение это растёт. И сейчас важно угадать, каков его потенциал и каково его будущее в Церкви и в российском обществе”.
“Угадать” почтеннейшему Александру Марковичу, действительно, удалось немало. Помимо того, монография содержит вполне добротный обзор множества организаций и изданий, “увязывающих свой национализм со своим православием”, выдержанный в большинстве случаев в тоне весьма корректном, без обычного в таких случаях навешивания “ярлыков”… Но выскажем всё же ряд замечаний по представленной работе.
Прежде всего, едва ли можно счесть оправданным стремление автора ограничить круг “православных националистов” довольно искусственным критерием – как тех, кто ставит “православную идентичность” выше национальной. В предельно общем смысле это действительно так, но применительно к общественно-политической конкретике это весьма размывает контуры исследуемого Движения (тем более, что никак не определено, что именно надобно понимать под “православной идентичностью”). Сам же А.Верховский и частично опровергает себя, когда заявляет в другом месте своего труда: “Не должно вызывать удивления, что русские националисты, будь то крайне радикальные (вплоть до биологического расизма), будь то весьма умеренные (вплоть до так называемого центризма), сейчас в большинстве своём тяготеют в религиозном плане к православию. Лишь относительно немногочисленные группы явно провозглашают себя (нео)языческими”. Это и не вызывает удивления (по крайней мере – у нас), удивление вызывает другое – почему буквально через несколько страниц исследователь отказывает “расистам” и “радикалам” в “православности”, предпочитая почитать за таковых – преимущественно “центристов”. Если понимать Православие в качестве Интегральной Традиции, долженствующей пронизывать все сферы Бытия, то такого Православия не только что в “российском обществе”, но и в “церкви” (понимаемой здесь как социальный институт) отнюдь не обнаруживается. А если взять даже и “центристов”, то практически все они (как и “радикалы” (с разницей в “градусе горения”)), по верному наблюдению Верховского, “находятся в той или иной степени в оппозиции к существующему общественному порядку и к возглавляющей его светской власти”. Наличный порядок вещей целиком и полностью несоответствует тотальности Божественного замысла о Православном Царстве и православном народе-Богоносце. Замена существующего порядка лжи Новым Порядком, порядком Истины, мыслима посредством своего рода Православной Революции, применительно к которой как вышеозначенные “радикалы”, так и “центристы” представляют определённый “ресурс”. Но должна проявить себя и некая “третья сила”, способная осуществить соединение ресурсного потенциала тех и других, перетащить “центристов” на поле боя, а “радикалов” извлечь из зоны маргинальности. Такой нерядовой специалист по “революционной алхимии” как Алексей Цветков называет эту силу “контрэлитой”, предлагая увидеть в ней “динамитное приложение к часовому механизму Системы”, “стыковочный узел” между абстрактным и конкретным радикализмом. А мыслитель, всю жизнь мучительно пробившийся над задачей соединения Религии и Революции – Д.С.Мережковский некогда писал, имея в виду, очевидно, то же самое: “Ежели теперь вся Россия – сухой лес, готовый к пожару, то <”контрэлита“> - сухие верхние ветки этого леса: когда ударит молния, они вспыхнут первые, а от них – весь лес”.
Так вот, наиболее значительное из того, что А.Верховскому удалось “угадать” – это то, что он в своём исследовании включил в рассмотрение и назвал имя нарождающейся православной контрэлиты: “один кружок (или, скорее, несколько взаимосвязанных кружков) “новой правой” ориентации, самый православный – “православных опричников””.
Когда “ударит молния” (или говоря словами Верховского, наступит “исторический момент, когда националистическая и/или фундаменталистская мобилизация по каким-то причинам станет реальной”), тогда-то мы и получим возможность проверить надёжность вышеозначенного “стыковочного узла”… Или, снова говоря вместе с Верховским: “Если… возникнет какой-то центр кристаллизации… (а так чаще всего и бывает в неординарных исторических обстоятельствах), происходящее будет провозглашено результатом божественного заступничества за Святую Русь и православные националисты вступят в серьёзную политическую борьбу за реализацию своего идеала”.
О причинах наступления того самого “исторического момента” не станем здесь говорить пространно, ограничимся лишь словами Писания: “Елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам” (Мк. 11, 24).

Р.Бычков

НА ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz