Сергей Яшин. Метафизика молодости. – К.: Опричное Братство св. преп. Иосифа Волоцкого
(Русская ариософская библиотека. Выпуск 2), 2004. – 40с.

Великолепная работа Сергея Яшина – глубокомысленный по содержанию и блестящий по форме очерк темы молодости в праворадикальной парадигме. “По существу фашистский культ молодости имеет сугубо традиционалистический характер, его глубина коренится в самых сокровенных мистических переживаниях арийца”,- с полной основательностью утверждает автор. При этом главный вывод, сделанный им, способен ошеломить тех, кто привык слишком доверяться расхожим мнениям: “подлинная религия молодости”, чья сокровенная глубина питает консервативно-революционный “культ молодости”, это Христианство. “Перед нами,- отмечает автор,- подлинная религия молодости… Притом молодость эта особая, боевая…”. Прогнозируемая нами “ошеломительность” подобных выводов (заметим, весьма основательно аргументированных), исходит из того, что сегодняшний образ Христианства (конкретнее – Православия) отождествляется в первую голову с символической фигурой “старца”. “Старец”, “старчество”, “старческое окормление” – для современных “православствующих” составляет средоточие того, что они воспринимают в качестве веры. “Спрос”, как известно, рождает “предложение”,- отсюда – то неимоверное множество “старцев” и “стариц” всех калибров, бойко “окормляющих” народные массы, при том, что “старцы” сии, как правило, не имеют понятия ни о чём, кроме малой толики самых внешних, на грани профанизма, уставов христианского благочестия. Толпы учеников собирают как раз те, кто сам нуждается в обучении, берутся учить тому, чему сами не научились. Незнающие нисколько духовной брани, сами лежа в ранах и нуждаясь во врачевании, берутся врачевать раны других, полученные в оной брани.
Питаясь от “кладенцев сокрушенных” подобного “старчества” Православие всё более и более изнемогает и дряхлеет. Ведь в символический комплекс “старости” входит не только умудрённость и опытность, но и упадок сил и дряхлость, тогда как в символический комплекс “молодости” заключено не только отсутствие опыта и мудрости, но и бодрость, свежесть сил и их нерастраченность. Таким образом, появление книги “Метафизика молодости” более чем своевременно, поскольку наметившийся опасный “перекос” в современном Православии нуждается в срочном выправлении. Вере нашей необходимо омолодиться, поюнеть… Есть ощущение того, что нынешнее одряхлевшее время разрешится каким-то катастрофическим, но спасительным переворотом. Подобные ощущения бытовали в декадентской, дряхлеющей Европе рубежа XIX-XX вв., они по-своему предвосхищали тот грандиозный всплеск европейско-христианской жизненности, что был осуществлён в Фашизме. Русский поэт-мистик Вячеслав Иванов написал об этих предчувствиях и предъощущениях следующее: “…уже родятся дети обетования и – первые вестники новых солнц в поздние стужи – умирают. О, они расцветут в своё время в силе, которую принесут с собой в земное воплощение… Это именно иные люди, не те, что мы теперь,- люди с зачатками иных духовных органов мiровосприятия, с другим чувствованием человеческого я,- люди, как бы вовсе лишённые нашего животного я: чрез их новое я, абсолютно проницаемое для света, дышит Христова близость…”. Глядя на ярко лучащуюся со страниц разбираемой книги “молодость Европы” – на “вестников новых солнц” из Гитлерюгенда, на светозарных Эсэсовцев – воочию видишь нечто подобное тем видениям, что содержатся в “Пастыре” св. апостола Ерма. Книга сия, относящаяся к I веку по Р.Х., является одной из древнейших в новозаветной письменности христианской. Авторитетность её в корпусе текстов Св. Предания столь велика, что в некоторых древних кодексах она была напрямую включена в состав Нового Завета. Св. Ерму несколько раз являлась Церковь Божия попеременно то в виде дряхлой старицы, то в виде юной белокурой Девы. Сопутствовавший тайновидцу Ангел истолковывает смысл сих видений: “Почему в первом видении явилась тебе старица… Потому что дух ваш обветшал и ослабел, и не имеет силы от грехов ваших и сомнений сердца. Ибо как старцы, которые не имеют надежды на обновление сил, ничего другого и не желают, кроме успокоения на ложе, так и вы, обремененные житейскими делами, впали в безпечность и не возложили попечений своих на Господа; одряхлел ваш смысл, и состарились вы в печалях ваших”.
Христианство отнюдь не обречено быть уделом “старцев, которые не имеют надежды на обновление сил”. Сказано: “обновится яко орля юность твоя” (Пс. 102, 5). Будучи одновременно и старой и юной, Вера наша, оставаясь древнею духом, способна обновиться, поюнеть и окрепнуть. Огонь новых солнц растопит ветхий Лёд “старого мiра”. Раса “детей обетования”, абсолютно проницаемая для Света Христова, отвоюет у Зверя царство и повстречает Белую Деву, подобно тому, как повстречал Ея древле св. Ерм: “После того, как я прошёл мимо зверя… встречается мне разукрашенная Дева, как бы выходящая из брачного чертога, в белых башмаках, покрытая белыми одеждами… власы у Нея были белые. По прежним видениям я догадался, что это Церковь,- и обрадовался” (Пастырь. Кн. I. Видение IV. 2). Радуйтесь! – скажем и мы, - время близко. “И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна” (1Ин. 1, 4).

Р.Бычков

НА ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz