Вячеслав Манягин. Апология Грозного Царя.– М., Сербский крест (Святая Русь), 2002.– 80 с. В.Манягин. Вождь Воинствующей Церкви: Царь Иоанн Грозный в иконографии XVI-XVII веков. – М.: Издательство «Библиотека Сербского Креста», 2003. – 64с.

Современность опровергла известные слова А.С.Хомякова: "когда исчезнут ложные ученья, не нужно будет и имя Православия, ибо ложного христианства не будет". Смотря испытующим взором на нынешнее христианство, можно ли усмотреть что-либо, кроме христианства ложного. Даже и святейшее имя Православия сплошь и рядом прилагается ныне к тому, что таковым по сути не является. Всё стремительнее положение дел приближается к ситуации, описанной одним из идеологов "православного антиглобализма": "Вовлечение Церкви и её чад в глобальную... систему "нового мiрового порядка" – есть путь приспособленчества и конформизма, и сохранит лишь внешнюю форму Её жизнедеятельности: Таинства, обряды, богослужения, чины; внутреннее же Её содержание, Дух Божий – будет утрачен. Церковь станет апостасийной. От Церкви останется лишь видимая оболочка..." (иеродиакон Авель (Семёнов)). Но ежели земные церкви всё более и более превращаются лишь в "видимую оболочку" церковности, то каким способом, спрашивается, верному христианину научиться распознавать своих в наступивших апостасийных сумерках? Одним из способов, коим рассеянные на земле члены Церкви Воинствующей могут хотя бы отчасти восстановить свои боевые порядки, есть прибегание к помощи святых Божиих, ибо святые небезразличны к воинствующей Церкви и молят Бога о ней. Как сказано в одном из Катехизисов: "Древние оные и святые предстоятели Церкви видели многие откровения от усопших святых – разумею Григория Чудотворца, ученика Оригенова. Сей был научен благочестивой вере христианской явлением святого Иоанна Богослова и Пресвятой Богородицы. А также (разумею) Константина Великого – первого из христианских царей – наученного христианству от святых Петра и Павла. И сей самый, именитый во святых Григорий Богослов упоминает, что много раз во сне после совершения Литургии ему подавал советы Великий Василий. Но и многое другое подобное мы находим в древнейшей церковной истории, что ясно показывает, что просвещенная Духом Святым торжествующая Церковь небезразлична к скорбям и нуждам Церкви воинствующей на земле". Нечто подобное усматриваем мы и в новейшей истории церковной,– и в сей связи крайне примечательны имена тех святых, коих нонконформистское, антисистемное Православие приемлет в качестве своих небесных предстателей. И вот, едва ли не наиболее чтимым среди таковых святых на Руси всё более являет себя – Царь Иоанн Грозный.
По силе противодействия можно косвенно судить и о силе действия. Достоверность факта значительно возросшего почитания в среде народа Божия святого Царя Иоанна засвидетельствована, среди прочего, и словами одного из наиболее видных деятелей официозного, системного "православия", в крайнем раздражении назвавшего сих почитателей "раскольниками" и "врагами церкви". В июле 2002 г. "отвечая на вопросы журналистов в ходе паломнического визита в Санкт-Петербургскую епархию и на Валаам <...> попыткой спровоцировать разделение среди народа Божия назвал святейший патриарх Алексий призывы канонизировать царя Иоанна Грозного и Григория Распутина. "Нельзя одновременно прославлять и убиенных, и их убийц, – уверен Его Святейшество. – В случае прославления царя Иоанна Грозного пришлось бы деканонизировать святителя Московского Филиппа, который по его приказу был задушен Малютой Скуратовым"" ("Радонеж" №7'2002).
Из всего сказанного надлежит сделать вывод, что книга В.Манягина появилась весьма своевременно. Автор поставил своею целью расчистить столетние завалы клевет, псевдоисторических мифов и "лживых мерзостей", возведённые (и доселе возводимые, что видно хотя бы из вышеприведённых слов "его святейшества") на благоверного Царя Иоанна Васильевича. Надобно признать, что автору удалось доказательно опровергнуть значительную часть этих лживых домыслов (в том числе, кстати, и домысел об Иоанне Грозном как об "убийце" митр. Филиппа). Нельзя не согласиться с выводом, сделанным автором: "если очистить царствование Грозного от клеветы и домыслов, то эпоха Иоанна IV предстанет в своём истинном свете: как время создания могучей Великорусской Православной империи и той национальной идеи, которая на протяжении четырёхсот лет объединяла и вдохновляла русский народ. Народ это сознавал, и не просто "терпел" Иоанна, но восхищался им и любил его. Ни про какого другого царя не сложено народом столько песен и сказок. До 1917 г. на могилу Иоанна в Кремле приходили простые русские люди просить помощи в делах, требующих справедливого суда. Нация видела в царе "выразителя народного единства и символ национальной независимости" (С.Ф.Платонов), что свидетельствует о истинно демократическом характере его власти. В то же время, как самодержец, Иоанн получил власть от Бога и потому не зависел ни от каких авторитетов и политических сил в стране и действовал в общенациональных интересах, ибо других у самодержавного монарха быть не могло. Россия была его отчим домом, и он был в этом доме хозяин, а не временный гость: слуга Богу, отец народу, милосердный к врагам личным и Грозный к врагам Отечества".
Ни в коей мере не поставляя сие в недостаток рецензируемой книге (оно и не входило в задачи автора, справедливо давшего своей работе подзаголовок: "критический обзор литературы о Царе Иоанне Васильевиче Грозном..."), отметим, так сказать, строго "экзотерический" подход данного исследования. По причине сего подхода вне рассмотрения остались глубочайшие эсхатологические и мистические умозрения св. Царя Иоанна (ибо сей Государь представлял из себя весьма редкое на Руси (но присущее Христианской Традиции в целом – вспомним хотя бы Византию!) сочетание в одном лице Монарха даров правителя-военачальника и богослова-мистика). Справедливости ради должно отметить, что вторая книга В.Манягина «Вождь Воинствующей Церкви» в известной мере восполнила недостающее первой «эзотерическое измерение». В ней предпринята попытка выявить (говоря словами автора) «сакральную сущность Русского Самодержца чрез анализ сохранившихся до нашего времени от XVI-XVII вв. иконописных изображений Государя». Добавим к сему, что перечисленным аспектам православно-монархической теологии уделено изрядное внимание в тематическом выпуске «Царского Опричника» (№4(32)’2003).
Всем же отцам и братии нашей, искренне почитающим сего величайшего угодника Божия, молитвенно желаем, да приемлют и они, купно с нами, некую силу освящения от благодати, присущей духу св. Царя. Да речем с Псалмопевцем: "Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже, зело укрепишася владычествия их" (Пс. 138,17).

НА ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz