Бычков Роман. Святая Европа. – М.: Опричное Братство во имя св. преп. Иосифа Волоцкого. – 2005 г. – 134 с.

Что представляет собой Европа для русского православного человека? Чем так фасцинирует континент заходящего Солнца? Всполохами ли умирающего света, так схожими с кровью, проливаемой в братских раздорах? Что за Любовь-Ненависть пылала в сердцах наших западников и славянофилов к Европе, этой вечно похищаемой невесте? Не схожа ли она со святыми девами, отдаваемыми в языческие блудилища и таинственным образом сохраняющими свою невинность?
Книга православного философа Романа Бычкова приоткрывает завесу над этой святостью. Отметим смелость сего поступка, ибо прикасающейся к Тайне весьма рискует. Не случайно книга предваряется главой «Страшная и святая вещь». Именно так обозначил Европу наш гениальный провидец Ф. М. Достоевский. «Святой, - уточняет Р. Бычков, - по своему провиденциальному избранничеству. И страшной – по глубине падения своего, по степени отклонения от истинного предназначения». А Россия? Избежала ли она апостасийной катастрофы? Увы… На каких же партизанских тропах обретается Святая Русь? Та самая, по словам Р. Бычкова, «не подвластная скверне мiра сего, тайная, «катакомбная» Русь. Опричная Родина». Вот она, общая, страшная и святая судьба наша. Как здесь не вспомнить опять слова Ф. М. Достоевского: «У нас Русских две Родины – наша Русь и Европа, даже в том случае, если мы называемся славянофилами». Уместно здесь привести и энигматическое высказывание Жана Парвулеско: «Всё, что приближается к сущности своей, раздваивается».
Важнейшей линией фронта «катакомбной» Европы, являются силы Консервативной революции, становлению и развитию которых автор посвящает главу «Кто даст единство Европе». Р. Бычков отмечает, что идеи европейского единства, развиваемые этими силами, совершенно противоположены планам нынешних «объединителей», ориентированных на торгашеско-капиталистическое устройство, полностью вычёркивающее из европейского контекста любую духовную основу. От себя же, не без радости добавим, что планы сих «объединителей» распадаются как карточный домик. Последние события продемонстрировали, что так называемый «Европейский союз» более чем непрочное сооружение. Примечательно и то, что против подобного «объединения» выступают единым фронтом, как левые, так и правые радикалы. Характерно, что лучшие силы Европы с такой надеждой взирают на Россию. Парадигма «Третьего Рима», идеи «соборности», «всемiрная отзывчивость русской души», не напоминает ли это самим европейцам об их святой миссии?
Сия тема получает развитие в последующих главах «Корни Европы» и «Finis Europae». В которых автор подчёркивает, что «ключ к пониманию единственности Европы – в Христианстве». Воистину с автором нельзя не согласится. Европа состоялась исключительно как PAX CHRISTIANA. Что в большей степени характеризует её, не с геополитической, а исключительно с расово-религиозной позиции, через обетования данные Господом, нашему белому предку – Иафету. Заметим, что именно Вера, скрепляет воедино Кровь и Почву. Вне Веры же сплошной распад. Либо на чванливый буржуазный национализм. Либо на безликую космополитичность. Утрата христианской идентичности ведёт к погружению в донные мiры, в преддверие инферно.
Значительное внимание Р. Бычков уделяет Первой и Второй мiровым войнам, как подлинно русским и одновременно европейским трагедиям, чьи пожарища сменились ледяным панцирем войны Третьей, «холодной». Здесь позиция Р. Бычкова схожа с позицией «полтнекорректного» историка Э. Нольте, относительно европейских воин, как воин гражданских. Только отечественный философ здесь всё же глубже своего немецкого коллеги, поскольку указывает на их религиозную основу, вне которой нет их подлинного понимания. Согласен Р. Бычков и с тем, что ныне мы являемся свидетелями Четвёртой мiровой, развязанной инверсионными силами против последних очагов Традиции. «Не противостояние Запада и Востока составляют конфликт Четвёртой мiровой, - подчёркивает Р. Бычков, но противостояние «европеизма» в России («первый фронт») и «европеизма» в Европе («второй фронт») всем антитрадиционным, антихристианским, антиевропейским силам мiровой деструкции, силам «Нового мiрового порядка».
«Первый» и «второй фронт» против Гогов и Магогов современного мiра, финансового вампиризма, матричной псевдо-империи. Фронт святых христианского континента за гибеллинский почвеническо-Имерский форпост. Опричники Грозного Царя и рыцари короля Артура, столпы святоотеческого любомудрия и философы-традиционалисты, русский разбойный люд и бойцы Консервативной революции против «открытого общества», «конца истории», соглядатаев «большого брата».
Масштаб рецензии не позволяет охватить всех затронутых Р. Бычковым тем. Но всё же есть одна, пролегающая красной нитью через всю книгу. Это тема подлинной русскости и европейской идентичности. По ту сторону западничества и славянофильства. В ней угадывается «цветущая сложность» и русской иконы и готического витража.
Углубляясь в размышления автора о судьбах Европы, как-то острее осознаёшь себя русским. Не это ли прочувствовал царевич Алексей из романа Д. С. Мережковского «Антихрист». «Что, если у них тоже Христос, и не только Россия, но и вся Европа – святая земля? – Размышляет царевич. – Земля в том месте вся обагрённая кровью мучеников. Может ли быть такая земля поганою?»
Чаем, что вояж по страницам глубочайшего исследования Р. Бычкова, сподвигнет наших соотечественников глубже проникнуть в свою суть. Словно со дна Светлояр-озера уловить в глубине своих душ перезвоны колоколов; ощутить роскошную тяжесть меча короля Артура; встать, как на боевом посту, лицом к Солнцу.

СЕРГЕЙ ЯШИН

НА ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz