Александр Дворкин. Иван Грозный как религиозный тип. Статьи и материалы. – Нижний Новгород, 2005. – 344с.

Православие… За этим словом кроется такая Высота, неудобовосходимая человеческими помыслами, что говорить о чистоте Православия можно, пожалуй, разве что применительно к высшим чинам Ангельской Иерархии – Херувимам да Серафимам – непосредственно предстоящим престолу Пресвятой Троицы, наиближайшим созерцателям Божественного Света. В земных же условиях, труднопроницаемых для Горнего Осияния, невозможно провести однозначно-чёткую грань меж Православием и “кривославием”. Всегда будет наблюдаться некоторое присутствие элементов инославия внутри самого Православия и, наоборот, наличие православных элементов внутри инославия. Особенно верно сие, ежели под “православием” понимать, как то чаще всего и делается, только лишь одноименную церковную организацию. Г-н Дворкин, автор рецензируемого сборника “противогрозненских” материалов, вне всякого сомнения, принадлежит к числу вышеозначенных инославных элементов посреди Православия. Сие доподлинно так, несмотря на солидные позиции, занимаемые данным г-ном внутри “православной” церковной организации – Московской патриархии. Генетически происходя из среды талмудического иудаизма, г-н Дворкин отнюдь не порвал пуповины, связывающей со взрастившим его духовно-расовым лоном Синагоги, но (сознательно или полуосознанно – в данном случае не суть важно) выполняет разлагательские задачи последней в отношении Русского Православия. Боритесь, мол, с полуфантомным “сектантством”, глупые гои, и крепко зарубите на носу, что иудаизм – это более чем почтенная, “традиционная для России” Религия! Всю специфичность борьбы с сектантством “сектоведов” типа Дворкина можно прочувствовать хотя бы из того факта, что в число “сект” у них подвёрстана, например, Истинно-Православная, Катакомбная Церковь, чьё преемство по отношению к исторической Греко-Российской Православной Церкви времён Империи, по крайней мере, ничуть не менее легитимно, нежели у МП.
Очевидно, что данная книга задумывалась как контрпропагандистская акция (о чём свидетельствует и довольно большой по нынешним временам тираж – 5000 экз.), как своего рода “чёрный пиар”, долженствующий, по зломышлению его фабрикаторов, сколь возможно сильнее очернить в глазах православного русского народа Божия пресветлейший лик Грозного Царя. Но – как это часто случалось и прежде – поношения беззаконников вменились, по суду Правды Божией, в похвалу, приличествующую памяти праведного. “Память праведного с похвалами”, Грозному же Царю довлеет свидетельство Господне: “и свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Ин. 1, 5). Как писал наблюдательный и умный враг – Антонио Поссевин: Иоанн Грозный считал себя “избранником Божиим, почти светочем, которому предстоит озарить весь мiр”. И вот, получается, что свет Грозного Царя пробивается и победоносно сияет и сквозь напущенную дворкиными тьму. К “диссертации” г-на Дворкина “Иван Грозный как религиозный тип” вполне приложимы давние слова проф. А.В.Карташёва, высказанные им насчёт “мемуаров” Л.Д.Троцкого: “оболгался правдой”. Разбираемый нами малопочтенный “сектовед”, поистине, в опусе своём изрядно оболгался правдой, поелику вопреки всем преднамерениям автора, уж больно величественный и светлый образ Грозного Царя предстаёт пред вдумчивым читателем. Образ гениального идеолога и незаурядного практика православной теократии (некий “зазор” меж качествами Иоанна Васильевича “идеолога” и его же – “практика” объясняется не тем, что “практик” в его лице уступал по степени одарённости “идеологу”, но тем лишь обстоятельством, что Московское Царство времён Грозного ещё не приобрело надлежащей державной мощи для решения тех грандиознейших теократических задач, что предносились умственному взору сего удивительнейшего Государя, тем самым во многом предвосхитившего своё время и самое излюбленное детище своё – Опричнину – как бы “завещавшего” векам грядущим). Образ златословесного Учителя Церковного, подлинного столпа Русской Церкви, богомудро вещавшего: “Русская земля держится Божьим милосердием, и милостью Пречистой Богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей, и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами, не ипатами и стратигами”… “Подобает убо Царю три сия вещи имети, яко Богу не гневатися, и яко смертну не возноситися, и долготерпеливу быти согрешающим”. На фоне сих досточудных речений каким же жалким и недостойным лепетом и лжемудрованием выглядят официозные циркуляры современных высоко- и среднепоставленных церковных чиновников, приведённые в Приложении разбираемой книги, грозящие почитателя священной памяти Грозного Царя всевозможными прещениями.
Один пассаж из помещённого в Приложение пашквиля всё того же неугомонного г-на Дворкина “Царь Иван Грозный, Григорий Распутин и современное сектантство” заслуживает быть упомянутым особо. Г-н Дворкин берёт на себя смелость (не вернее ли – наглость) утверждать: “можно абсолютно точно сказать, что на самом деле наши ревнители чают пришествия антихриста и уже заранее готовы поклониться ему”. Жидовское нахальство, конечно, известно всему белу свету, но иногда поистине изумляешься тому, сколь оно безгранично. Касаемо антихриста – точные времена и сроки его появления укрыты Божественным Промышлением, зато всё остальное насчёт “анкетных данных” сего зловещего персонажа можно сказать, употребляя дворкинскую фигуру речи, “абсолютно точно”. В Священном Предании Православной Церкви содержатся абсолютно недвусмысленные данные о том, на каком религиозном и расовом субстрате антихрист произрастёт. Понятно, что господа типа Дворкина, чей дом, по грозному глаголу Божию вовеки оставлен пуст, возросшие на той же закваске, весьма неравнодушны к пришествию Мошиаха, не оттого ли, кстати сказать, столь великую ненависть, смешанную с великим же страхом, вызывает у них самая тень Грозного Царя? Что же до обвинений в “сектантстве”, коими нынче так любят кидаться кто ни попадя безо всякого разбора, то на сей счёт ряд весьма здравых суждений был некогда высказан приснопамятным Сергием Нилусом: “Предчувствие близости конца мiра и Страшного Суда Господня в последнее время стало, можно сказать, обще всему верующему христианскому мiру: вот диавол и старается предчувствие это обратить в свою пользу, отвратить от истины этого предчувствия, аще возможно, прельстив и избранных… Делая проповедь конца мiра достоянием заведомо сектантских лжеучителей, он подрывает веру верующих и к самой идее, положенной в основание этой проповеди… “Проповедь о конце мiра! – скажут тоже да уже и говорят. – Знаем мы эту проповедь и её проповедников! Это сектантство, и кто ему может верить, кроме сектантов и тёмных людей, невежд в законе и слове Божием?”. Видите соблазн, угрожаемый и верным? Но веруем и исповедуем, что не поклонятся антихристу все те, имена которых записаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мiра” (“На берегу Божьей реки”). Так что, как видим, в практикуемых г-ном Дворкиным “антисектантских” технологиях нет, право слово, ничего нового… А отношение к св. блгв. Царю Иоанну Грозному и к Опричнине, поистине, безошибочный индикатор на Правоверие и ересь, на проповедь Церковную и на иудействующее сектантство.
JEDEM DAS SEINE. “Каждому – своё”. С полным основанием девиз сей мог бы быть помещён на вратах Опричного Двора в Александровой Слободе. Ибо имеет он смысл истинно-православный. Сказано же в Священном Писании, тончайшим знатоком коего был Грозный Царь Иоанн Васильевич: “пустым пустое, а полным полное” (3Езд. 7, 25).

Р.Бычков

НА ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz