Владимир Сорокин. День опричника: Роман. – М.: Захаров, 2006. – 224с.

Современная Россия переживает ныне всплеск необычайного интереса к Опричнине. Некоторым образом, Опричнина превратилась сегодня в своеобразный “брэнд”, причём не только в церковно-патриотической и ультра-правой политической среде, т.е. среди неких “маргиналов”, но и в среде официоза, “политической элиты” современной России. Характерен недавний пример с идеей возведения памятника державному основателю Опричнины – Государю Иоанну Грозному, который вызвался отваять пресловутый Зураб Церетели… Роман скандального писателя Владимира Сорокина “День опричника” – есть яркое отражение обозначенных процессов усиления “опричных симпатий” в общественно-политическом пространстве РФ-ии. Довольно очевидно, однако, что понимание Опричнины у “маргиналов” сегодняшней россиянской политики (православных фундаменталистов и русских националистов) и у тех, кто оффициально числится россиянской “политической элитой”, различается до полной противоположности. Для ныне существующей “элиты” фигура опричника видится своего рода “православным евразийским чекистом”, доводящим до логического предела облюбованную этой “элитой” концепцию “управляемой демократии”, “укрепления властной вертикали” и т.п., а предел этот – дыба и пытошная изба… Неслучайно, что полуанекдотический “путинский комсомол”, движение “Идущие вместе”, вооружившись опричным атрибутом – метлой – публично произвели сожжение одной из предыдущих книг В.Сорокина… Видимо, во многом под впечатлением этого события и засел Сорокин за написание “Дня опричника”. Сатира у В.Сорокина получилась, действительно, зело едкая. Роман здорово написан. Россия в изображении Сорокина предстаёт страной официозного “православия” и нарочитой “русскости”, с “царём”, “приказами”, “дьяками”, “стрельцами” и проч., отделённая от “прогнившего” Запада “великой Западной Стеной”, зато (во исполнение бредовых мечтаний “евразийцев”) открытая к Востоку, переполненная китайцами и прочей “евразийской” шушерой, с которыми “опричники” занимаются разными “гешефтами”, попутно потроша “врагов народа”, нюхая “кокошь” (сиречь кокаин), совершая коллективные гомосексуальные “тантрические” ритуалы и т.д. Короче, “хороший царь и знакомая вонь” (Егор Летов). Вдобавок ко всей этой гнусности, на престоле возседает “государыня”, наполовину еврейка, отличающаяся бешенством матки, среди придворных шутов коей значится крупнейший идеолог “неоевразийства” - Дуга-леший… Сорокину блестяще удаётся показать, что та “опричнина”, которую берёт на вооружение нынешняя “элита” и обслуживающие её шутовские идеологи-“евразийцы”, представляет из себя очередной симулякр “России”, как является симулякром вся современная т.наз. “Российская государственность”, современный “Кремль”, абсолютно оторванный ото всего сущностно-русского, от истинного Православия, от подлинной Руси Святой… Но существует за гранью “мiра сего” и другая Россия, параллельная Родина, Русь Опричная, отрекшаяся от “князя мiра сего” и от всех клевретов его (плотно заселивших ныне Кремль и окрестности), и от всех скверных дел его, и сочетавшаяся единому Белому Христу, яко Царю и Богу своему… Коя питается живительными соками Традиции, у коей и Кровь, и Почва, и Дух пребывают в Богозаповеданном единстве и где вызревает подлинная Опричнина, которая сметёт своей железной метлой все симулякры “государственности”, “православия” и “русскости” и утвердит на священной русской земле Новый Порядок, основанный на непозыблемом фундаменте Правды Божией, требующей от всех ей причастных духовной и расовой чистоты.
…Как выразился когда-то (неважно уж по какому поводу) известный отечественный критик В.Г.Белинский: “желая создать апофеозу… поэт вместо этого сделал страшную сатиру”. Перефразируя сказанное “неистовым Виссарионом”, можно сказать, что Владимир Сорокин, желая сделать “страшную сатиру” на Опричную Идею (в силу двойственности в понимании Опричнины, о каковой довольно поведано выше), создал в какой-то мере апофеозу Опричной Расправе. Ибо, надобно признать, что наиболее сильно выписанными, наиболее “духоподъёмными” выглядят в романе именно сцены опричной расправы. А поскольку идея праведного Воздаяния всем враждебникам Истинной Руси есть основополагающая идея аутентичной Новой Опричнины, то всем грядущим опричникам, призванным распотрошить нынешнюю прогнившую “элиту”, можно смело порекомендовать прочтение романа Владимира Сорокина. Порекомендовать для возгревания в себе опричного духа, жестокого и решительного. Духа, “твёрдого как эшафот”. Духа, который по точному слову Готтфрида Бенна, “созидает свои мiры и для которого искусство остаётся всегда… вызовом, брошенным чистой материи, хаосу, регрессу, безформенности”.

Р.Бычков

НА ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz