НО СЛЫШЕН ГУЛ ВОЕННОЙ КОЛЕСНИЦЫ…

Беседа с православным философом и публицистом Романом БЫЧКОВЫМ (Опричное Братство во имя Святого Преподобного Иосифа Волоцкого)

Дай нам Бог причаститься закатом
И увидеть кровавый рассвет.
Чтобы Подвиг впитала как вата
Наша жизнь в череде алых лет.
Александр ЕЛИСЕЕВ

И опять затуманится ширь,
И останутся двое в пустыне —
В небе — Бог, на земле — богатырь.
Максимилиан ВОЛОШИН

1. Опричное Братство во имя Святого Преподобного Иосифа Волоцкого уникально тем, что совмещает радикальное Православное (шире - ортодоксально-христианское) консервативно-революционное мiровоззрение и мощнейший политический, культурно-философский и эстетический арсенал европейских «новых правых». Его вполне можно сравнить с такими достопочтенными традиционалистскими и контрмодернистскими организациями как Метаполитическая Ассоциация THULE-SEMINAR и интеллектуальный круг CULTURAL THULE. Как Вы пришли к подобному, откровенно авангардному, синтезу, явно раздражающему излишне рьяных «ортодоксов», для которых словосочетания «нордическое христианство», «полярное православие», «православный эволаизм» и «православная ариософия» кажутся чем-то сверх меры «еретическим», не соответствующим букве и слогу Священного Писания?

Как говорил некогда по сходному поводу Юлиус Эвола: «ежели нужны биографические подробности, то их желательно свести к минимуму»… Был какой-то опыт (в школьные годы) создания «подпольной антисоветской организации» (по иронии судьбы, «человек №2» из сей организации стал в перестроечные времена журналистом «Московского Комсомольца»). Было, по-касательной, некое знакомство с совдеповской «карательной психиатрией»… Был, наконец, самый тривиальный и неинтересный опыт некоего «конформизма», попытка «встроиться» в социум, в Систему, оставаясь внутренне тотальным нигилистом. Видимо, была своя промыслительность в этих вариациях «отрицалова», опыта нигилизма, ибо именно тотальный нигилизм по отношению ко всем проявлениям «мiра сего» есть первая составляющая вышеохарактеризованного «опричного синтеза». Для того же, чтобы синтез состоялся потребно было «оседлание тигра», потребно было данное Высшее Отрицание увенчать Высшим Утверждением. Сие Высшее Утверждение не произросло ниоткуда «снизу», оно не есть результат ни житейского опыта, ни умственного развития, ни чего-либо подобного – оно было получено целиком и сразу «сверху», путём некоего «откровения»… Так что «ранний Бычков» (о котором можно получить представление из сборника «Воля к Средневековью») остаётся всё тем же и впоследствии, не претерпевая никакой «эволюции» (ни в положительном, ни в отрицательном смысле). «Есмь еже есмь», а до того – был какой-то другой человек, который умер и похоронен.

2. В своей блестящей и многогранной, заслуживающей самого пристального и вдумчивого прочтения, работе «Монархизм-Ленинизм» Вы совершенно справедливо заметили, что ныне стоит задуматься о формировании образа «новейших “новых правых”», поскольку прежние, пусть и крайне яркие, формы, рецепты и конструкции в чём-то уже устарели. Является ли Опричное Братство своеобразной плавильной печью-тиглем, в чьих огнедышащих недрах выплавляется действительно актуальная и жизнестойкая «новейшая русская “новая правая” идея», либо говорить об оном пока несвоевременно?

Процесс распада мiра Традиции, который Ницше верно нарек «ростом пустыни», дошёл до такого предела, когда утратили актуальность прежние право-левые контроверзы: когда консерватизму (т.е. «правому полюсу»), нечего больше «сохранять», а либерализму (т.е. «левому полюсу») нечего больше «освобождать». Все доселе получудесным образом сохранявшиеся «оазисы» полностью поглощены «пустыней». Однако, ни в каком ином месте как в пустыне, устами св. пророка Исайи, нам велено готовить пути Господу (Ис. 40, 3). И коль настало время молчать (ведь глад «слова Божия» в пустыне велик как никогда), то самая пора говорить. И коли воцарился Антихрист, то самое время появиться Христу. Стало быть, и опричная работа нашего Братства вполне своевременна.

3. В своё время Вы публиковались в периодике легендарного Русского Национального Союза (РНС/РНСП) – мощного политического национал-революционного движения с самобытной и колоритной идеологией «русских новых правых». Можно с твёрдой уверенностью заявить, что именно на страницах теоретического журнала РНС «Нация», в чьей редколлегии состояли, в частности, Виктория Владимировна Ванюшкина, Александр Елисеев и Ярослав Бутаков, рождался дух русского (не «евразийского» согласно Александру Дугину) «нового правого» интеллектуала. Почему эта небезынтересная и перспективная инициатива всё-таки однажды сошла на нет? Предпринимались ли попытки возобновить издание «Нации»?

Всё таки, лицо РНС – это, скорее, газета «Штурмовик», действительно ставшая легендарной… Но неверно считать, что наработки РНС так таки «сошли на нет». Посеянные семена дают свои всходы… Как справедливо отмечено в близкородственном Братству журнале «Реванш», «либералы любят вопить о «коричневой гидре». В случае с газетой «Штурмовик» подобная метафора в чём-то оправдана: на обломках издания возникло свыше десятка газет и журналов правой ориентации» (А.Чеботарёв. Обзор правой периодики // Реванш №1(5), 2006). В Братстве сохранился практически весь костяк РНС. И практически никто из прежних соратников (кроме погибших, коих немало) не потерян для Дела. Да и наши Павшие тоже отнюдь «не потеряны» – их кровь, подобно крови мучеников Первохристианства, или мучеников Консервативной Революции в Европе 1920-45 гг., есть «семя» чаемого Нового Священного Порядка. Даже те из соратников, кто отдалились от Братства, каким-то образом инкорпорировавшись в официоз, всё равно слишком сильно «облучились» радиацией нашей Идеи, и им уже никуда от этого не деться. Подспудно, они «наши», несмотря на видимость «идущих вместе» с «ними», «не-нашими».

4. Какие современные политические, эстетические и культурные инициативы наиболее близки «духу и делу» Царских Опричников? Есть ли у Вас единомышленники, союзники и соратники, которые всецело разделяют идеи Опричного Братства? Так, на страницах опричных изданий публиковался именитый национал-большевик Игорь Гаркавенко (теперь член Евразийского Союза Молодёжи). Интересно, есть ли в Национал-Большевистской Партии сочувствующие или даже последователи философии Царской Опричнины? Нашла ли отклик у национал-большевиков Ваша революционная книга «Монархизм-Ленинизм», где предлагается не бездумный традиционалистско-футуристический коктейль из Бог знает чего (сексуальная комфортность, утопический коммунизм, сектантство, альтернативная история а-ля Фоменко-Носовский и т.д. в «Другой России» Эдуарда Лимонова или «Тамплиеры Пролетариата» Александра Дугина, где старообрядчество, большевизм, поэзия Серебряного Века, терроризм, конспирология, масонство, Путь Левой Руки и кроулианство «соседствуют» друг с другом), но вполне адекватная, национальная и этноориентированная программа построения Русского Национального Будущего, где одинаково важны как Кровь, так и Почва?

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся»… Наша задача – сеять слово Истины, сеять, по Евангельскому наказу, в терние, на камнях, при дороге, а не только на плодородной почве. Наша задача – сеять, а про то, что произрастёт ведает Бог. Пример Игоря Гаркавенко (а подобный пример, слава Богу, не единственный) показывает, что и в самой неожиданной среде возможно усвоение наших идей, возможны благие произрастания, добрые всходы, «так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф. 13, 23).

5. Опричное Братство во имя Святого Преподобного Иосифа Волоцкого более чем успешно реализует свою обширную и очень впечатляющую издательскую программу. Тем не менее, уже не раз делались замечания об относительно незатейливом дизайне изданий (простая, почти что Word-овская, вёрстка, мягкие обложки и проч.) и минимуме иллюстративного материала. Безусловно, что сегодня издавать журналы и книги весьма и весьма разорительно. Не возникало ли у Вас желания сделать вёрстку журналов и газет более профессиональной, использовать больше качественных тематических иллюстраций и цветовых решений? Либо «минималистский» дизайн имеет несколько иное обоснование? Так, стандартные цвета изданий Братства – чёрный, белый и красный (красная обложка последнего номера альманаха «Кровь и Дух: Вопросы ариософии», чёрная обложка журнала “Ultima Thule” №4, белая - журнала «Европеецъ»). Или серо-чёрно-белая гамма альманахов «Чёрный Корпус» (чёрные обложки выпусков, посвящённых Эволе и Унгерну, серо-чёрно-белые – Кодряну и Александровой Слободе).

Замечание о «незатейливом дизайне» вполне справедливо. Надобно только принять во внимание, что Опричное Братство – это в полной мере нищенское братство. Из программы, намеченной в замечательном афоризме нашего малороссийского приятеля Дмитра Корчинского: «Надо жить по-христиански – нищенством и грабежом», Братству покамест удалось исполнить только первую часть – мы нищенствуем и зело нищенствуем (надеемся, что ситуация с «грабежом» получит рано или поздно своё христианское разрешение, тогда можно будет вернуться и к вопросу о «дизайне»). А сейчас – ежели ты не можешь сделать роскошно, то лучше не имитировать роскошь, а сознательно избрать минималистические и аскетические средства. При этом такие вещи, как цвета изданий Братства, место издания, тираж и проч. вовсе не произвольны, но имеют своё символическое значение. Как на пример укажем на «тираж» журнала «Европеецъ», сосредоточенного на изследовании европейской политической традиции, осью коей является традиция гибеллинская. Число 515 – излишне напоминать, сколь важное значение ему придаётся в гибеллинской нумерологии, ибо это число Последнего Царя.

6. Концепция, текстовое наполнение и идейное послание ариософского альманаха «Кровь и Дух» значительно выделяют его из основной массы опричных публикаций. Собираетесь ли Вы увеличить его объём, улучшить качество дизайна (№3 оформлен вполне достойно и со вкусом), привлечь новых авторов, и сделать его, в идеале, арио-христианской и русско-европейской, с привнесением изрядной доли метаполитики, версией “METAPO” (прим. – “METAPO - Metapolitik Im Angriff Zur Neuegeburt Europas” - журнал, издаваемый THULE-SEMINAR)?

На наш взгляд, на данном этапе, каждое из изданий Братства вполне удовлетворительно решает свои задачи. Планов, однако, «громадьё», «аще Господь восхощет и живи будем» (Иак. 4, 15), что-то, возможно, удастся реализовать.

7. Последним изданием в рамках литературно-художественной серии «Правый Фронт Искусств» стал замечательный поэтический сборник «Песни Тайной Европы» иерея Анатолия Кузнецова. Расскажите чуть поподробнее об истории и деятельности «Фронта». Проводились ли какие-нибудь творческие мероприятия под его эгидой, кто участвовал в них? Есть ли у Вас на примете достойный автор, чью книгу Вы непременно выпустите, порадовав, тем самым, ценителей консервативного авангарда и независимого ультраправого андеграунда?

Автор есть. И, смеем уверить, весьма достойный. Следующей будет книга поэта Алексея Ильинова.

8. На Ваш взгляд, кто является основным читателем изданий Опричного Братства? Как воспринимают их в требовательной «академической» интеллектуальной среде? Какие отклики Вы получаете? Насколько они благожелательны?

Наверное, стоит посетовать на недостаточность критики в адрес наших изданий. Откликов хватает, но не со стороны «академической» среды. А ведь весьма пригодилась бы добрая порция ругани со стороны тех, кого Ницше называл «философскими работниками» и которых он же призывал не смешивать с подлинными философами. О читателях изданий Братства трудно умозаключить, об авторах же Братства исчерпывающе сказано: «подлинные же философы суть повелители и законодатели; они говорят: «так должно быть!», они-то и определяют «куда?» и «зачем?» человека и при этом распоряжаются подготовительной работой всех философских работников, всех победителей прошлого, – они простирают творческую руку в будущее, и всё, что есть и было, становится для них при этом средством, орудием, молотом. Их «познавание» есть созидание, их созидание есть законодательство, их воля к истине есть воля к власти. – Есть ли нынче такие философы? Были ли уже такие философы? Не должны ли быть такие философы?» («По ту сторону добра и зла», VI, 211). Впрочем, и о читателях изданий Братства с довольной точностью можно сказать словами Ницше: эти книги для всех и ни для кого.

9. Известны ли миссионерская и просветительская деятельность Опричного Братства во имя Святого Преподобного Иосифа Волоцкого и его печатные издания за рубежом? Собираетесь ли Вы расширить круг своих читателей за счёт европейской аудитории? Например, по примеру того же «Атенея», выпустить англо- или немецкоязычный номер «Европейца» или “Ultima Thule”?

Некоторой известностью Братство пользуется в церковно-патриотических кругах Русского Зарубежья. Относительно степени осведомленности о Братстве в среде правого интеллектуального и политического сектора Европы и вообще Белого мiра достоверных данных, к сожалению, нет. Да, собственно, нет у Братства и стремления обрести таковую известность – толковых и сведущих людей за рубежом хватает и «своих» (одних имён философов-традиционалистов можно привести на целую страницу (Ю.Эвола, Гвидо Да Джорджо, Р.Генон, М.Элиаде, А.Корбен, Ф.Шюон, Т.Буркхардт, etc.), а ими, между тем, список «настоящих людей» на Западе вовсе не ограничивается). Ежели это (т.е. наша известность, выходящая за границы России) для чего-либо нужна Провидению – то сие и устроится. Ежели в том нет надобности – то что попусту сокрушаться о сем.

10. Великолепный консервативно-революционный поэт, публицист и Царский Опричник Сергей Александрович Яшин входит в редакционную коллегию журнала «Атеней». Поддерживаете ли Вы контакты с его главным редактором Павлом Владимировичем Тулаевым, а также ведущим автором и идеологом, выдающимся русским расологом Владимиром Борисовичем Авдеевым? Принимают ли «афиняне» участие в опричных акциях? В свою очередь посещаете ли Вы мероприятия «Атенея»?

Братство изначально старается ко всем благонамеренным правоориентированным проектам и начинаниям относиться благожелательно. «Кто не против вас, тот за вас» (Мк. 9, 40). Не представляет исключения и «Атеней». При всех частных разногласиях, у нас вполне хорошие взаимоотношения. Особенно, следует отметить труды г-на Авдеева. Избранная им специализация – расология – является до чрезвычайности близкой Братству. Расовая доктрина Православия – это стержневое направление в «керигме» Опричного Братства. В.Б.Авдеев подходит к расовой проблематике «снизу», от биологии, от крови и почвы. Братство подходит к расовой проблематике «сверху», от религии, от крови и духа. Точка совпадения – Кровь. Таким образом, обе указанные методологии превосходно дополняют друг друга.

11. Как Вы думаете, чем вызвана нынешняя «мода» на Опричнину и личность Великого Государя Иоанна Грозного? В «евразийской опричнине», конечно, есть своя пёстрая, «ордынская», заманчивость, но вот только насколько она «органично» вписывается в культурно-политический пейзаж России начала XXI столетия? Способна ли Царская Опричнина из элитарного объединения единомышленников-интеллектуалов преобразиться в нечто весомое, эпохальное, что кардинально перевернёт русскую историю?

Св. блгв. Царь Иоанн Грозный – настолько исполинская фигура, что даже пародийная, «евразийская», или же до того «сталинско-советская» расшифровка этой Личности, по-своему, во многом от-противного, свидетельствует о ея Величии… В Священном Предании Православия содержится некое «учение» (не получившее, впрочем, какого-либо чёткого, «схоластического» оформления) об Ангелах-народоблюстителях. Такой Ангел, от Бога данный тому или иному народу, это лицо, в коем воплощается сущность народа, высшее призвание его, Божий замысел о нём. И народный Вождь, Монарх, Царь, в идеальном понимании его служения, призван максимально-полно уподобиться Ангелу своего народа, самому стать как бы Ангелом. Как известно из Священного Писания, Ангелом богоизбранного народа, занимающего высший чин в расовой иерархии, является сам Архистратиг Силы Господней – св. Архангел Михаил. На место сего богоизбранного народа претендовал (и не без оснований) народ русский – во времена существования на Руси Православного Царства. Ныне же, в ситуации «конца времён» никакой из ныне существующих народов «целиком» не подходит под именование сего чина, скорее, следует ожидать, что сей «последний народ Божий» составится из тех арио-христиан, кто при скончании времён, сознательно станет под апокалиптический стяг Архангела Михаила… Видимо, Царю Иоанну Васильевичу было нечто открыто из свершающихся на наших глазах конечных судеб Божиих, иначе он не стал бы изводить из русского (вроде бы «богоизбранного» на тот момент) народа некий богоизбраннейший «святой остаток» – Опричнину. Не случайно и сугубое почитание св. Архангела Михаила со стороны Грозного Царя. Сам Грозный Царь достиг в своём духовно-царском подвиге изрядствующей степени отождествления с Грозным Вождём Небесных Воинств… В некоторых старообрядческих толках бытовало представление, что в «дониконовские» времена, при Государе Михаиле Феодоровиче, Русью правил Сам Михаил-Архангел. С большим, пожалуй, основанием можно было бы утверждать сие о царствовании Грозного Царя.

12. Виктория Ванюшкина в обзорной статье «Стихийный традиционалист» Гвидо де Джорджио» отмечает: «Де Джорджио провидит мiр, в котором каждый будет обладать «свободой, которой он достоин», в котором будет жить Традиция, а не традиционализм, в котором «сольются воедино Созерцание и Действие», в котором есть место и разногласиям, и конфликтам, и войнам, но все они находят свое оправдание в рамках единой Традиции». Повстанческие островки грядущей «фасциации Европы и мiра» возникают то тут, то там (Universal Fascist Party, Movimento Fascismo e Liberta (NR-движение, созданное в начале 1990-х гг. сенатором Джорджио Пизано (Giorgio Pisano), Cultura Europea, Joven Europa и проч.). Насколько жизненны в наши дни идеи Римской Традиции и «фасциации» России? Есть ли те, кого по праву можно назвать “L'Ordine della Corona di Ferro - Орденом Железного Венца”, «Камерадшафтом Повелителей Утренних Ристалищ И Угрюмых Господ Заката»? Каким Вам видится царственное сияющее торжество Русского Рима Ликторских Фасций?

Римская традиция для России нисколько не «чужая». Небезпричинно, Русское Царство притязало быть Третьим Римом. Сия миссия не завершена, стало быть и «фасциация» России более чем желательна… Нам как-то доводилось говорить, что Братство не достигло полноты, приличествующей Ордену, тем более Ордену Апокалиптическому, оно скорее похоже на «золотой эмбрион». Но вызревание происходит… Оно заметно не только изнутри, но и извне.
На ристалище присутствуют и победители и побеждённые, но покидают его увенчанными только победители. Освальд Шпенглер в книге “Jahre der Entscheidung” («Годы решений»), увидевшей свет в рубежном 1933 году, выговорил слова, которые могут быть смело поставлены эпиграфом и к тем годам, которые грядут к нам: «Мы живём в титанические десятилетия. Титанические – значит страшные и несчастные. Величие и счастье не пара, и у нас нет выбора. Никто из ныне живущих где-либо в этом мiре не станет счастливым, но многие смогут по собственной воле пройти путь своей жизни в величии или ничтожестве. Однако тот, кто ищет только комфорта, не заслуживает права присутствовать при этом».
И дай нам Бог причаститься Закатом, и увидеть кровавый Разсвет…

Вопросы задавал Алексей ИЛЬИНОВ

НА ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz